Съедобный гриб поможет людям бороться с комарами

19.12.2019

Грибы часто выделяют токсины, чтобы спастись от насекомых, которые не прочь полакомиться плодовыми телами грибов или отложить в них свои яйца. Один из таких токсинов рассматривается учеными как потенциальное средство для борьбы с комарами, переносящими опасные заболевания. Команда ученых из Швейцарии и Германии изучила механизм действия этого вещества.
Гриб полёвка цилиндрическая (Cyclocybe aegerita, также известен под названиями Agrocybe cylindracea, Agrocybe aegerita и Pholiota aegerita) растет на стволах живых и погибших деревьев. Он широко распространен в субтропической зоне Евразии, съедобен, а на юге Франции даже считается деликатесом. С древних времен полёвку цилиндрическую искусственно выращивают для употребления в пищу, впервые эта практика описана еще Плинием Старшим. Фермы, где разводятся эти грибы, есть во Франции, Италии, США, Чили, Японии, Южной Корее, Китае и Австралии.
В 2017 году был открыт выделяемый этим грибом токсин агеритин, воздействующий на насекомых. Теперь ученые из Исследовательского центра и музея имени Зенкенберга во Франкфурте-на-Майне и Швейцарской высшей технической школы Цюриха выяснили механизм воздействия этого токсина и его генетическую основу. Согласно их исследованию, агеритин представляет собой риботоксин, то есть он воздействует на рибосомы — клеточные органы, занятые производством белков. Токсин останавливает синтез белка, что в конечном итоге приводит к гибели клеток. Один из авторов исследования Флориан Хеннике говорит: «Риботоксины также вырабатываются сумчатыми грибами (аскомицетами). Однако последовательность генов, которая обеспечивает выработку агеритина у Agrocybe aegerita, значительно отличается от вариантов риботоксина известных у сумчатых грибов. Поэтому он представляет собой новый тип такого грибного токсина — первый риботоксин, полученный из съедобного агарикового гриба».
Ученые провели в лаборатории тесты на токсичность агеритина для разных видов комаров и обнаружили, что он эффективно убивает личинок желтолихорадочного комара (Aedes aegypti) и его родственника — комара Aedes albopictus, оба этих вида переносят целый ряд опасных болезней. Авторам исследования кажется целесообразным использование грибного токсина для разработки средства борьбы с этими комарами. «Глобальная торговля и изменение климата позволяют тропическим и субтропическим видам комаров распространяться всё дальше и дальше в северные широты. В то же время эти комары являются переносчиками арбовирусов, вызывающих тяжелые тропические заболевания, такие как лихорадка Зика, желтая лихорадка и денге. Поэтому развитие биологического инсектицида на основе агеритина становится хорошим вариантом для будущего», — объясняет Хеннике.
Но исследователи признают, что ряд деталей относительно агеритина остается им непонятным. Например, они еще не могут объяснить, как гриб защищает собственные клетки от отравления вырабатываемым им токсином.
Источник: polit.ru