Ученые нашли идеальную приманку для мух цеце

23.01.2020

Британские и африканские биологи изучили работу глаз мух цеце и выяснили, что фиолетовый цвет тканевых ловушек особенно сильно приманивает этих переносчиков сонной болезни. Подобные материалы помогут замедлить ее распространение в Африке, пишут исследователи в научном журнале PLOS Neglected Tropical Diseases.
«Успешное завершение наших опытов говорит о том, что компьютерные модели, построенные на базе представлений о работе фоторецепторов, можно использовать для создания текстиля, особенно привлекательного для этих мух. Фиолетовые ткани, которые мы создали, идеально приспособлены для борьбы с теми видами цеце, которые обитают в саваннах», — пишут ученые.
Африканские мухи цеце по-прежнему остаются одной из главных угроз как для здоровья жителей многих южных регионов Африки, так и для их домашнего скота. Их опасность связана с тем, что в слюне этих насекомых обитают одноклеточные микроорганизмы — трипаносомы, такие как Trypanosoma brucei, а также другие разновидности этих паразитов.
Когда муха цеце пьет кровь людей или животных, часть этих «пассажиров» переселяется из ее рта в кровь будущей жертвы. Через некоторое время трипаносомы распространяются по всей кровеносной и лимфатической системе их жертв. Размножение трипаносом в нервных тканях вызывает сонную болезнь, которая впоследствии приводит к смерти больного. Из-за существования мух цеце почти половина территории Африки до сих пор непригодна для скотоводства.
Сейчас власти африканских стран и местные фермеры, как отмечают Роджер Сантер из Университета Уэльса (Великобритания) и его коллеги, пытаются решить эту проблему с помощью специальных тканевых ловушек. Когда насекомое приземляется на них, в их конечности и хоботок попадает инсектицид, который убивает разносчиков трипаносом.
Как правило, для этих целей используют ткань черного или голубого цвета, которая привлекает внимание насекомых. При этом местные жители давно заметили, что эти материалы далеко не всегда справляются с такой задачей.
В некоторых случаях, по неясным для наблюдателей причинам, цеце игнорировали ловушки, но при этом атаковали другие приманки, окрашенные почти в тот же цвет. Также выяснилось, что ткани разного типа, покрытые одной и той же краской, почему-то вызывали у мух совершенно разную реакцию.
Сантер и его команда попытались выяснить, почему так происходит. Они воспроизвели то, как сложные фасеточные глаза мухи цеце воспринимают окружающий мир. Для этого ученые создали полноценную компьютерную модель светочувствительных рецепторов насекомого и оптических компонентов отдельных фасеток и просчитали с ее помощью то, как выглядит хлопковая и синтетическая ткань с точки зрения насекомого.
Расчеты показали, что синтетические ткани становятся привлекательными для мух только в том случае, если они выкрашены не в голубой или черный, а в фиолетовый цвет. Это связано с тем, как цеце воспринимают невидимое для человека ультрафиолетовое излучение. Руководствуясь этой идеей, ученые подготовили несколько ловушек для цеце и проверили их эффективность, установив их в одном из исследовательских центров в долине реки Замбези, расположенном на севере Зимбабве.
Эти опыты показали, что фиолетовая ткань действительно лучше приманивала мух, в результате чего в новых ловушках накапливалось в 1,3-1,5 раза больше насекомых, чем в их аналогах с черной или синей тканью. Этот материал аналогичным образом действовал и на другие виды мух, кусающих человека и животных и тоже переносящих опасные болезни.
Как надеются исследователи, их открытие привлечет внимание властей Зимбабве и других стран, где распространены цеце, и поможет их жителям защитить себя и свой домашний скот от заражения сонной болезнью.
Источник: ТАСС